О концерте Red Hot Chili Peppers наш корреспондент Татьяна Елагина беседует с директором компании JSA Александром Стрижаком.
Татьяна Елагина: Александр, расскажите, чем был примечателен для вас этот концерт?
Александр Стрижак: Выступление группы Red Hot Chili Peppers явилось, безусловно, событием среди концертов на открытых площадках. Проектом такого ранга наша компания всегда рада. Работа проводилась в соответствующем её масштабу месте — на Васильевском спуске, для нас это уже освоенная, знакомая площадка. Приезд артистов готовился достаточно долго по линии MTV, назывались различные сроки. И, наконец, долгожданное шоу состоялось 14 августа. Несмотря на длительные переговоры, подготовка непосредственно концерта была несколько сумбурной, и, как всегда, сжатой по срокам. К счастью, Red Hot Chili Peppers по техническому оснащению, свету и звуку, достаточно традиционны, лишены наворотов, как у The Rolling Stones. Согласование с MTV шло в этот раз очень непросто, сложно было с получением информации, например, относительно дизайна сцены. Жаль, что наш проект заменить традиционную сценическую коробку сооружением в виде огромной 30- метровой буквы М – символа MTV, не получил должной поддержки у организаторов. В итоге привычная конструкция украсилась баннерами MTV, и в качестве «изюминки» мы предложили оригинальные балкончики по краям сцены для ведущих.
Выступление Red Hot Chili Peppers имело огромный успех, всё пространство Васильевского спуска представляло собой огромное людское море. Впервые в России всё техническое обеспечение концерта «Out door» западного исполнителя такой величины было осуществлено полностью силами отечественных компаний. Например, компания LightMaster на нашей крыше размером 24*15 м специально для этого шоу смонтировала световое оборудование весом около 10 тонн!
Кстати, потом в некоторых откликах на этот концерт высказывалось мнение, что света было мало. Это не совсем верно, так как возможности наших световиков имели огромный резерв, но за пультом сидел светорежиссёр MTV и именно он задавал параметры. Вообще после таких глобальных мероприятий всегда проявляется масса самых противоположных мнений о постановке, свете, звуке и т.д. Дело в том, что не всегда компании, обеспечивающие тот же звук или свет, могут полностью контролировать ситуацию, потому что в цепочке «исполнитель – слушатель (зритель)» много различных звеньев.
Т.Е. Как вам работалось непосредственно с исполнителями, ведь о Red Hot Chili Peppers ходят слухи как о скандальной, даже с элементами хулиганства группе. Не было ли каких- то «звёздных» капризов с их стороны?
А.С. Нет, всё обошлось без скандалов, отработали совершенно нормально. Пожалуй, единственным мелким «хулиганством» можно назвать то, что однажды утром в гостинице музыканты умудрились ускользнуть от охраны, и пока их ждали к завтраку, они преспокойно по одному из крупных московских магазинов. Но зато вечером после шоу вполне душевно общались в ресторане «Балчуг» с нашим менеджером по международным связям Александром Корчагиным.
Не могу считать капризом исполнителей то, что в последний момент нам пришлось передвигать поворотный круг сцены ближе к середине сцены. Хлопотно, но справились. Что же делать, если из- за чьей- то оплошности сообщение с точными размерами нашей конструкции вовремя не дошло RHCP! Между прочим, наша компания единственная в стране, начавшая использовать на мобильных открытых площадках сцену с поворотным кругом, не специально изготовленным, а собранным из тех же конструкций, что и сцена. И это новшество 14 августа ещё раз оправдало себя, дав возможность компактно разместить аппаратуру не только «перцев», но и российских групп, участвовавших в концерте и не делать больших пауз для настройки между их выступлениями.
Техническая команда RHCP практически вся новая, набранная из людей, безусловно, профессиональных, но, как известно, «Перцы» начали с выступления в Москве свой мировой тур, отсюда появились некоторые внезапные «придумки»: давайте поместим на чёрном заднике куски белой материи, или той же белой тканью затянем выгородки для барабанов, поставим ТV башню здесь, а не там – короче, творили на ходу. Для нас это совсем не сложно, главное, чтобы результат устраивал всех. В целом, мы остались довольны совместной работой.
Т. Е.: На концерт пришло большое количество поклонников группы, как решались вопросы безопасности?
А. С.: До последнего момента оставалось неясно, как нам расставлять барьеры безопасности, сдерживающие зрителей. Сначала MTV планировало устроить перед сценой «Фан- зону» и две линии задержки, но потом от этой идеи по соображениям безопасности отказались, и 250 метров защитного барьера, каждая секция которого весит около 100 килограмм, нам пришлось расставлять по новой схеме за три часа до начала шоу! Зная о том, что на одном из концертов «перцев» фанатам удалось прорваться и разобрать сцену на сувениры, мы приняли дополнительные меры по укреплению стыковки барьерных секций. К тому же Васильевский спуск, имеющий естественный уклон, заставлял искать хитроумные решения, чтобы народ не снес заграждения просто за счёт инерции. Но, к счастью, старались и «умничали» мы не зря, обошлось без жертв и давки.
Хочу отметить, что очень хорошо на этом представлении работала милиция. По всем вопросам нам легко удавалось находить взаимопонимание. ОМОН вел себя на редкость корректно – видимо с ними проводился специальный инструктаж. На дальних подступах к площадке были установлены милицейские КПП, где отсеивали пьяных и прочих подозрительных, отбирали стеклянные бутылки. Такое огромное количество людей, пришедших на Васильевский спуск, стало неожиданностью для милиции, но не застало врасплох. Конечно, среди многотысячной толпы кому- то становилось душно, кто- то не выдерживал давления, и бойцы охраны доставали таких из- за барьеров и доставляли к машинам «Скорой помощи», а тех, кто хулиганил, вынимали из толпы и отправляли в участок. На таких многолюдных мероприятиях охрана всегда с уважением говорит о наших барьерах, во многом благодаря их надежности. Функции, дежуривших на представлениях медиков сводятся лишь к оказанию простейшей первой помощи.
Т. Е.: Никогда бы не подумала, что простая обычная железка, правда, мастерски сделанная и хорошо установленная, может спасти человеческую жизнь и здоровье! Какая «крутая» фирма поставляет вам столь полезные вещи?
А. С.: Мы изучили много различных аналогов зарубежных фирм, в частности, во время московского выступления Майкла Джексона, но именно эти барьеры полностью разработаны и изготовлены нами, на собственной технической базе. «Боевое крещение» они с честью выдержали во время шоу Жан — Мишель Жарра на Воробьёвых горах, где количество зрителей достигало почти 3 млн.(!) человек, но всё обошлось без крупных инцидентов. В нашей стране, где добывают много металла, к сожалению, пока не могут сделать качественную оцинкованную сетку, поэтому мы сейчас закупили в Голландии сетчатые барьеры для передней линии перед сценой.
Т. Е.: Судя по вашим словам, работа с такой командой, как Red Hot Chili Peppers не стала для вашей компании чем- то экстраординарным, этапным. Какие же из множества проведенных за несколько лет акций запомнились больше всего?
А. С.: Безусловно, по масштабу и эффектам трудно что- либо сравнить с уже упоминавшимся концертом Ж.- М. Жарра в дни 850- летия Москвы. Читая позже отклики прессы об этом событии, мне показалось, что они недооценили или просто не поняли, что это величайшее шоу мирового масштаба, а может, просто из вредности писали о мелочном. Не менее значимая для нас была работа с The Rolling Stones, выступление «живых легенд» было насыщено сложными, но интересными техническими задачами.
Т. Е.: Компания JSA принимала участие и в постановке различных гала- представлений классической музыки, например, благотворительного концерта на Соборной площади Московского Кремля с участием Монтсеррат Кабалье или «Весь Мир Оркестр» под управлением Валерия Георгиева на Красной площади. Есть ли принципиальная разница в подготовке мероприятий «серьёзного» жанра и концертов рок — и поп- музыки?
А. С.: Для нас как для компании, занимающейся непосредственно сценическим производством, принципиальной разницы нет. Пожалуй, что на классических представлениях собирается несколько другая публика, мягко говоря, более степенная, чем на рок — концертах. И те же наши любимые барьеры нужны в несравнимо меньших количествах и для других задач. Но по уровню «адреналина» классические шоу для нас ничуть не меньше, так как всегда это нечто очень масштабное. Для «Оркестра мира» нам пришлось, например, строить сцену 2400 кв. м. и три башни высотой по 15 метров каждая. А представьте, какой был кайф поставить впервые большую сцену с крышей на Соборной площади Кремля, едва уместившись между храмами, хранящими в себе историю России. Такие мощные программы всегда вызывают у нас интерес.
Т. Е.: Стало уже обычным, что культмассовые мероприятия делаются в спешке вплоть до последнего момента, часто «на живую нитку». Это специфика жанра или пресловутая особенность российского менталитета?
А. С.: Я думаю, что это в большей степени наше, отечественное. Западные коллеги работают гораздо чётче. Лишь два раза понадобилось побывать ассистентам Ж.- М. Жарра на Воробьёвых горах, составить схемы, чтобы сделать прекрасный проект, потребовавший очень небольшой доработки на месте. Неизбежны моменты, когда что- то хочется переделать непосредственно во время монтажа, допустим, повернуть башню так, а не эдак, потому что так лучше и т. д. Должен отметить, что наша компания никогда не «умывает руки», построив и оснастив сцену, а всегда ориентируется на конечный результат, соглашаясь с переделками и пожеланиями заказчиков. Нам не нравится другое, когда среди партнёров попадаются непрофессиональные люди, которые не доверяют нашему опыту и с ходу отвергают конструктивные предложения, а затем приходят к тому же самому решению, но в последний момент. Понятно, что в творческой работе возможны различные нюансы, да и открытые площадки всегда имеют свои «сюрпризы», но, всё равно большую часть проблем можно и должно обсудить заранее, избавив нас, образно говоря, от «закапывания только что вырытой траншеи».
Я считаю, что если мы строим сцену, мы тоже творим как художники. Меня особенно увлекает что- то придумывать в новом проекте, предлагать нестандартные идеи и осуществлять их. И многие заказчики предпочитают работать именно с нашей компанией как раз потому, что мы обязательно придумаем оригинальные «фенечки», не предусмотренные основным планом, но придающие любому действу свой запоминающийся имидж.
На больших шоу существуют следующие параметры: сцена, гримёрный городок, зона VIP, свет, звук, энергетика, телевидение, безопасность.
Все вопросы, относящиеся к этому списку, касаются и нас. Поэтому очень важно, чтобы существовало взаимопонимание между различными службами и компаниями, готовность идти на компромисс ради общей задачи. Этим и отличаются профессионалы. Да, они тоже спорят, отстаивая своё мнение, но и оперативно предлагают свежее решение. И всё это быстро, не тратя время на «общие совещания», оставшиеся нам в наследство от прежних времён. Главное на площадке – не выяснять кто прав, кто виноват, а решить общую задачу, работать на результат.
Сейчас появилось много компаний, с которыми мы сотрудничаем, которых можно отнести к категории «профи». Это «Московит концерт», Продюсерский центр «Иван», «LightMaster», Звуковое Агентство, фирма «Краснов дизайн» и др.
Т. Е.: С какими охранными службами вам доводилось работать?
А. С.: С самыми разными, но наиболее профессиональной я считаю «Карат — Ц». Они работали на открытых представлениях со всеми зарубежными и отечественными звёздами первой величины и делали это безукоризненно, даже творчески, не просто выставляя посты, а правильно их расставляя. С ними мы спокойны за своё оборудование, чувствуем себя уверенно.
Т. Е.: Позвольте задать традиционный вопрос о ваших творческих планах, и грядущих проектах.
А. С.: Лично мне очень жаль, если не состоится перенесённый на осень приезд легендарных Kiss, Россия должна увидеть их шоу. Это красивое зрелище, где многому можно научиться. Кроме того, мы уже столько сил потратили на подготовку их несостоявшегося приезда в апреле.
Традиционным для нашей компании стало участие в проведении московского Дня города в начале сентября, а так же Дней городов нашей необъятной Родины, празднуемых осенью. Впереди различные модельные показы, презентации, оригинальный проект «Fairy- чистый рекорд», в проекте организация Московских концертов Рики Мартина, встреча 2000 года и многое другое. Очень неординарной обещает стать акция, посвящённая Суворову, которая будет проходить в его родовом имении Рождествено и на Поклонной горе. Нам предстоит построить копию знаменитого Чёртова моста. По ходу действия всё это будет гореть, взрываться, взлетать на воздух, настоящая баталия!
Т. Е.: Вы так азартно рисуете «Переход Суворова через Альпы», а мне жутковато. Вспоминаю, как на самых почтенных сценах советских театров даже несравнимо более скромные спецэффекты иногда приводили к отправке нескольких артистов в «Склиф» и непреодолимому страху уцелевших коллег перед опасным спектаклем.
А. С.: В жизни всё возможно, никто ни от чего не застрахован. Работа нашей компании организованна так, чтобы свести риск к минимуму. Мы изначально используем качественное оборудование. Прежде всего, это металлические конструкции немецкой фирмы Layher, где каждый сварной шов имеет сертификат качества. Наши технологи и инженеры тщательно просчитывают всю конструкцию на технику безопасности. Самые авантюрные идеи должны быть наиболее выверены, на оборудование существуют паспорта, где расписаны допустимые нагрузки. Мы первые стали применять жёсткие строительные нормы при возведении сценических конструкций. По существу, это ведь та же стройка, правда, иногда очень большая. И огораживание объекта, таблички с указанием имён лиц, отвечающих за него, отнюдь не лишнее. На площадках мы всегда работаем со своими огнетушителями, за что нас полюбили пожарные.
Я не могу не похвалиться основными гарантами качества и надёжности — нашими монтажниками. Многие из них свободно общаются с компьютером, имеют высшее и специальное образование, а, кроме того, большинство занимается экстремальными видами спорта — горными лыжами, альпинизмом, сноу — бордингом. Я всячески приветствую такие увлечения, они позволяют им свободно чувствовать себя на довольно значительной высоте, выдерживать большие физические нагрузки. Кроме того, на площадке строгая дисциплина, замеченный однажды на работе «под градусом» тут же увольняется, а работать в JSA считается престижно.
Ну вот, начали мы с вами с гастролей Red Hot Chili Peppers, а получилась опять реклама JSA!
Т. Е.: Что ж, когда действительно хорошо, не грех об этом и рассказать коллегам. Слышать, что не только «в области балета», но и в технико-сценическом производстве у нас есть компании, способные выдержать конкуренцию с «цивилизованным» миром, вдвойне отрадно. Вдвойне — потому что с одной стороны, все мы любим, когда нам «делают красиво», и, с другой стороны, радостно за исполнителей, получающих (наконец- то!) в вашем лице надежный и комфортный тыл.
На Сцене и в Зале Журнал - ШОУ-МАСТЕР №3 (18) Ноябрь 1999 http://history.jsa-stage.com/show-master-18-1999/