ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
МЫ ПОСТРОИМ ВАШЕ ШОУ

PER ASPERA AD ASTRA

Through Difficulties to the Stars

6 сентября в рамках празднования Дня города на Красной площади произошло уникальное событие. Компания JSA пригласила знаменитого на весь мир своими грандиозными мультимедийми постановками режиссера Герта Хофа для постановки еще невиданных масштабов светового шоу на главной площади страны. Тысячи прожекторов, неоновых огней и фейерверков осветили в этот вечер небо над столицей. Свет мощных прожекторов можно было видеть в течение часа далеко за пределами города. Музыкальную соствляющую обеспечивали группа «Scorpions» и Томас Андерс. Об этом событии и не только наш корреспондент Елена Прокопенко поговорила с президентом компании JSA Александром Стрижаком.

Александр Стрижак: Наша компания специализируется на больших шоу, это наша идеология, и вообще ни одно большое шоу не обходится без нашего участия. «Нашествие», «Крылья» — все крупные мероприятия, которые проходят в городе — это постановки нашей компании. На День города мы решили сделать что-то интересное. Мы познакомились с Гертом Хофом, и было решено взяться за организацию его шоу. Мы приложили максимум усилий, чтобы оно состоялось. Нужно было договориться с администрацией Красной площади, управлением культуры, обеспечить безопасность, найти финансирование для проекта — пришлось решать много вопросов.

Елена Прокопенко: Все ли на Красной площади получилось так, как было задумано?

А.С.: Не совсем. Достаточно сложно за четыре недели осуществить такой проект, поэтому были кое-какие накладки. Сам по себе проект показал, что мы находимся в стадии развития, и все структуры, которые работают в шоу-бизнесе не один год, еще только формируются. Этот проект не какая-то стандартная заданная ситуация, где можно точно просчитать все заранее. Когда Герт Хоф приступил к подготовке этого проекта, выяснилось, что есть вещи, которые в принципе неосуществимы, и проблема тут не в нем и не в нас. Например, нам не разрешили разместить часть светового оборудования на крыше ГУМа и тем более на Спасской башне Кремля — все-таки это Красная площадь и Кремль, и здесь свои правила. Из-за этого шоу пришлось немного изменить. Обнаружились проблемы с ввозом пиротехнического оборудования из-за границы, и мы пригласили к сотрудничеству российскую компанию. Вообще это хорошая компания, но, к сожалению, она оказалась не готовой работать в условиях сильного дождя, и кое-какие вещи не сработали. По соображениям безопасности нам не разрешили применять более мощные заряды для салюта. Поскольку требовалось огромное количество энергии, ее пришлось собирать с разных мест. У нас нет такого такого большого количества генераторов и практики работы в подобных условиях. В этой суете были проблемы с поиском силовых кабелей, и часть приборов на сцене не смогла полноценно функционировать. Это все не вопрос чьей-то вины, а это вопрос сегодняшнего положения дел в нашем шоу-бизнесе. Мы еще не успели развиться до нужного состояния хотя бы потому, что у нас нет такого постоянного потока больших программ. Да, с годами ситуация улучшается, но все-таки действительно крупномасштабных проектов у нас единицы, и одна из причин, почему мы взялись за организацию этого шоу, — мы хотим продвигать их в России. Мы хотим, чтобы наша страна в этом плане вышла на мировой уровень, то есть, если где-то в мире происходит что-то действительно грандиозное, то пусть это состоится и в России. Зрители и специалисты по-разному оценили шоу Хофа, но так или иначе стали понимать, что могут быть другие концепции, другие шоу, другой масштаб, другие методы работы. Мы многому научились на этом грандиозном мероприятии.

Е.П.: Насколько я знаю, изначально Герт Хоф хотел показать в России другой проект – «Рождественской елкой».

А.С.: Да, так и было, но шоу на День города — ни в коем случае не замена «Рождественской елки», которая, надеемся, состоится, когда  и положено — под Новый год. А для начала нам хотелось сделать что-то особенное для города. «Рождественская елка» — это уже другой проект, к которому мы сейчас готовимся –  ищем  спонсора. В этот раз на Красной площади было в принципе коммерческое мероприятие, на него продавались билеты, которые, быть может, были дороговаты, но нужно было оправдать шоу. И мы достаточно рисковали, потому что в этот день было много бесплатных мероприятий. У нас уже есть одобрение федеральных властей, но нужно, чтобы спонсоры оплатили постановку. Взамен они получат серьезную рекламно-информационную отбивку, так как это мероприятие будет иметь огромный резонанс и, возможно, будет занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Когда я однажды сказал, что высота этой елки — 75 м (для сравнения высота храма Василия Блаженного примерно 40 м), у меня спросили: «Где ж вы такую вырастите?»

Е.П.: А вас устроило то количество людей, которое пришло на шоу? Сколько было народу?

А.С.: Конечно, не устроило. Было около 15 тысяч человек. Более 2 тысяч билетов мы предоставили бесплатно — в мэрию, городским властям и обществу инвалидов. К сожалению, нам не разрешили продавать билеты около Красной площади, а только на некотором отдалении, и многие люди попросту не хотели возвращаться. Если бы наши крупные компании сразу поверили в наши возможности, и у нас был бы спонсор с самого начала работы над проектом,  это позволило бы снизить стоимость билетов и, соответственно, дать возможность большему числу людей посмотреть шоу. Слава Богу, у нас в конце уже появился спонсор — ЮКОС. А многие просили показать разрешение на проведение мероприятия на Красной площади, и им было сложно объяснить, что господин Путин подпишет это разрешение только за три недели до события, потому что у него тоже есть определенные правила. А ведь проинвестируй они проект за два месяца — и их имя можно было бы ох как раскрутить за это время! Поэтому мы не очень довольны результатом, жаль, что шоу видело так мало людей. Но мы шли на это, потому что надо хоть что-то делать, как-то пробивать эту стену.

Е.П.: Может, из-за боязни того самого форс-мажора и побоялись инвестировать?

А.С.: Вероятно, но рекламная кампания все равно состоялась бы, и люди получили бы свои дивиденды от рекламной кампании. Что бы ни случилось потом, все равно спонсор окажется на высоте.

Е.П.: Я слышала, что Герт Хоф привез с собой из Германии много оборудования…

А.С.: Да, немало. 11 грузовиков. В большинстве своем это были гигантские вращающиеся головы (Space Cannon мощностью 7 кВт. – Е.П.). У нас в России нет такого огромного количества этих приборов. Наши световые компании не привозят их в Россию, потому что на них нет спроса. И вообще есть вещи, которые нет смысла иметь всем. Они изготавливаются в одной-двух странах и затем их возят по всему свету. Шоу-бизнес должен быть интернациональным. В приезжающих к нам командах обычно специалисты со всего света. Есть компании, которые занимаются генераторами, сценическими конструкциями, они в принципе не нужны в каждой стране. Например, мы планируем сотрудничать с компаниями, занимающиеся трибунами. Их всего пять, и их вполне хватает на все мероприятия Формулы 1,   Олимпиады, и многие другие.

Е.П.: Был ли доволен Герт Хоф тем, как прошло шоу?

А.С.: Из-за технических накладок у него, конечно, есть некая доля недовольства, но как художника его можно понять. Мы тоже отчасти творцы и тоже немного недовольны. Но в целом событие состоялось: на Красной площади прошел замечательный концерт Scorpions, Томас Андерс, который спел с ними, мощная световая концепция.

Е.П.: А музыканты довольны собственным выступлением?

А.С.: Да, конечно! Запись получилась хорошая, и, я думаю, выйдет компакт-диск «Scorpions на Красной площади». У нас есть право на две трансляции по ОРТ.

Е.П.: Устроили ли вас погодные условия в день мероприятия, предоставленные небесной канцелярией совместно с Правительством Москвы?

А.С.: В общем, да. Конечно, плохо, что в день подготовки мероприятия было холодно, но в основном, все справились. К тому же, нам не разрешили торговать на Красной площади кофе и чаем, но, к сожалению, таковы правила. Это не  недостаток организаторов, как подумали многие. Та же ситуация с туалетами — на площади их устанавливать запрещено.

Е.П.: Из охраны вы пригласили то же частное охранное предприятие, с которым постоянно сотрудничаете?

А.С.: Да, КАРАТ-Ц, потому что оно единственное в своем роде. Другого просто нет. Безопасность обеспечивали, конечно, еще и ГУВД, ФСБ, ФСО, ГИБДД, пожарная служба… Но наша задача как организатора — привлечь частное охранное предприятие и синхронизировать его работу с другими службами.

Е.П.: Какие мероприятия собирается провести ваша компания в будущем?

А.С.: Все большие мероприятия следующего года – «Крылья», «Нашествие», «Максидром», другие фестивали. Из ближайшего — наша сцена будет стоять на постановке кантаты Орфа «Carmina Burana». Еще хотелось бы сделать какой-нибудь большой концерт в Лужниках. Это очень хорошая площадка, где можно поставить шикарное мероприятие, например, с «Aerosmith», «Iron Maiden», Lenny Kravitz, «Limp Bizkit». Планируем концерт «U-2», это на стадии переговоров. В нашей стране трудно обещать что-либо наверняка. В случае с шоу Герта Хофа спонсор, с которым мы уже договорились, в последний момент отказался финансировать проект, и вместо подготовки программы мы были вынуждены искать другого спонсора, а это отнимает много энергии. Некоторые вещи нам удались только потому, что у нас работают профессионалы.

Е.П.: Какие изменения произошли в компании JSA за последнее время, какие-нибудь новые уровни, которые вы покорили?

А.С.: На сегодняшний день мы являемся представителями немецкой фирмы Layher, производящей строительные леса, мы представляем их интересы в России, продаем здесь их оборудование, у нас очень хорошо развита инженерная структура, мы налаживаем отношения с западными световыми, звуковыми, сценическими компаниями. В июле мы открыли представительство в Латвии, главным образом для сотрудничества с этими компаниями. Наше сотрудничество с фирмой Layher позволило нам построить огромную сцену 60х20 метров на Красной площади, и в это же время огромный павильон стоял в Санкт-Петербурге, наши сцены стояли на Лубянской площади, на Театральной площади, огромная сцена на открытии Дня города на Тверской площади, на Поклонной горе, на ВВЦ, и это не считая мелких проектов. Мы произвели огромное количество барьеров безопасности – мы используем только свою собственную разработку, потому что другие конструкции нас не устраивают — недостаточно прочны и безопасны. Два года назад мы ввезли в Россию специальные заборы для быстрого огораживания территории, и вот сейчас они нашли спрос. Еще мы сделали специальные турникеты, обеспечивающие безопасный проход людей на площадки.

Е.П.: С Москвой понятно, ее уже всю можно покрыть вашими сценами, а насколько далеко вы заехали на восток?

А.С.: У нас есть сцена на Чукотке, во Владивостоке, в Хабаровске… Мы даже хотим открыть филиал во Владивостоке, потому что он далековат для центрального управления и нет наземного сообщения, поэтому нужно иметь там базу.

Е.П.: Вышел ли наш шоу-бизнес на мировой уровень или хотя бы продвинулся в этом направлении?

А.С.: Нет. И наше мега-шоу — этому яркий пример. Не хватает профессиональных технических переводчиков, администраторов, пагубно на ситуацию влияет тот факт, что в нашей стране нет потребности в качественном и серьезном оборудовании, нет нормальных телевизионных экранов, с генераторами тоже были проблемы, и еще есть миллион мелочей, которые хотелось бы изменить. Нам еще расти и расти. У нас недостаточно развита система распространения билетов и донесения информации до зрителя, ведь в Москве билеты можно продать на любого артиста, у каждого артиста найдутся свои 5 тысяч поклонников, а мы вынуждены тратить огромные средства на рекламу. Сами площадки пока считают, что это проблема организаторов — донести до зрителя информацию о предстоящем концерте. С телевидением тоже все наперекосяк — вместо того, чтобы платить владельцу эксклюзивной записи за право показа, оно у нас берет за это деньги, радиосообщество тоже в связи со структуризацией требует определенную плату. У нас к организатору концертов относятся как к доильной корове, а на самом деле это ломовая лошадь, которая не только берется за глобальные свершения, но еще создает огромное количество рабочих мест!

Е.П.: А вы чувствуете конкуренцию?

А.С.: Нет. У нас настолько не развит этот рынок, что ни о какой конкуренции не может быть и речи. Единственная конкуренция — по площадкам, потому что у нас их раз, два и обчелся: Кремль, Олимпийский, из небольших — Россия, МДМ, и все. Поэтому сейчас мы находимся в стадии поиска идеологического партнера для строительства новой площадки. Опять-таки это будет выгодно и другим организаторам. У нас, например, нет ни одного зала с VIP-зоной, хотя люди готовы за это платить. А за счет продажи VIP-билетов можно было бы снизить стоимость всех остальных! В России есть один такой концертный зал — Ледовый дворец в Петербурге, такой должен быть и в Москве. У нас нет ни одного зала на 4тысячи человек — а это оптимальный размер площадки. Но потенциал есть, и надеюсь, мы внесем еще больший вклад в становление российского шоу-бизнеса.

На Сцене и в Зале
Журнал - ШОУ-МАСТЕР
№3 (34) Ноябрь 2003
http://history.jsa-stage.com/show-master-34-2003/

 

BACK