(wordplay in the Russian: scene as performance and stage as constructions)
Компания JSA строит самые большие сцены в России. Президент JSA Александр Стрижак рассказал Rolling Stone о Поле Маккартни и U2.
— Для кого строили свою первую сцену?
— История JSA началась с концерта Майкла Джексона, который был в Москве 17 сентября 1996 года. Наследующий день после него я и создал компанию JSA. Раньше, до перестройки, все варилось и сколачивалось из досок, подручных средств. На тот момент большего не требовалось, на стадионах особо не разрешали ничего делать. А сценические конструкции – это сложная вещь, по большому счету стройка, где много параметров – прочности, надежности.
— С кем легче всего работать?
— Понятно, что интересно работать со звездами мирового уровня. Но я десять лет мечтал работать с «ДДТ». Понятно, что это рок-н-ролл, где не всегда есть деньги, и мы не можем позволить себе опустить цены до очень низкого уровня, но иногда идем на уступки. В этом году мы сделали с «ДДТ» два ключевых концерта, помогли сделать шоу очень красивым.
— Бывает, что артисты сами предлагают дизайн сцены?
— Бывает, конечно. К сцене уже ведут и лифты, и мосты, и все что угодно. Например, на одном из фестивалей «Нашествие» в Раменском внутри сцены была сделана VIP-зона, куда запускались люди, которые могли наблюдать за всем изнутри. На последнем фестивале «Крылья» мы сделали две огромные сцены, а между ними, за сценой, был построен маленький домик.
— А есть специфика конструкций для рок-концертов?
— Внешне должно быть сразу понятно, что это рок! Вот когда был концерт Пола Маккартни на Красной площади, сцена была размером с дом!
— Бывало, что вы сами отказывались от артистов из-за того, что они заказывали что-то несусветное?
— Возможно все. Другое дело, есть ли у него на это деньги.
— В каком самом необычном месте вы делали сцену?
— Можно сделать и на крыше, и на воде, и на высоте 100 метров. Например, в январе на ВВЦ был построен трамплин для чемпионата мира по сноуборду на высоте 30 метров, это где-то с семиэтажный дом. На праздновании юбилея «Серебряного дождя» мы увеличивали площадку, и люди не могли понять, где они находятся, потому что под ними была вода. Было приятно строить конструкцию на Красной площади к 60-летию Победы, место такое, потом 60 глав государств на трибуне, поэтому нас на всякий случай попросили привязать сцену тросом к Мавзолею.
— А с кем бы вы хотели еще поработать?
— Мечта – это U2! Это очень сильно энергетически, я сам был на их концерте. Полмиллиона людей, один полицейский на лошадке, которая мирно жует травку, громадная энергетика, позитив, мощь.
Журнал Rolling Stone №015, Сентябрь 2005 http://history.jsa-stage.com/rolling-stone-2005/