ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
МЫ ПОСТРОИМ ВАШЕ ШОУ

SHOW MUST GO ON!


Компания JSA — первая профессиональная сценическая компания, полноценный участник российского рынка шоу-бизнеса. Официальная дата рождения: 17 сентября 1996 года.

В области организации и технического обеспечения концертов и шоу-программ осуществляет самые разнообразные виды деятельности. Профиль деятельности компании —профессиональная разработка и организация полного технического обеспечения шоу-программ, включающее в себя решение всего комплекса технических и административных вопросов мероприятия. Президент компании JSA Александр Стрижак поделился с нашими читателями некоторыми секретами профессионального мастерства.

P.O.S.M.: Организация зрелищных мероприятий — сложный процесс, требующий огромного опыта и навыков. Какие этапы нужно проходить в процессе реализации идеи промо-акции или шоу? С чего нужно начинать?

А. С.: Начинать нужно с самой идеи. Необходимо определить время и место мероприятия, определиться, кто будет выступать. После этого предлагается соответствующий набор оборудования — свет, звук, сцены, подиумы, экраны, микрофоны и так далее. После этого все детали согласовываются с заказчиком.

Если раскладывать организацию акции или шоу на составляющие, то можно выделить следующие части. Во-первых, это творческая составляющая — собственно, сама идея. Затем — организационная составляющая:  артисты, художники и так далее. Далее — техническая составляющая:  сцена, звук, декорации, освещение. И, наконец, административная составляющая:  транспорт, обеспечение безопасности, разрешения, пропуски, билеты.

Разница между шоу и промо-акцией заключается в том, что при организации шоу нужно решать вопрос относительно билетов, а при проведении промо-акции билетов не требуется.

Что касается исполнителей,  то техническим обеспечением занимаются организации, подобные нашей, а медийной раскруткой и промоушном занимаются рекламные агентства.

P.O.S.M.: С какими проблемами в ходе организации шоу или акции вы сталкиваетесь чаще всего?

А. С.: На самом деле самое сложное — это непрофессионализм заказчиков. Если заказчик, грубо говоря, сам не представляет себе реализацию своей идеи, то нам, с одной стороны, приходится сложнее; с другой же стороны, у нас есть возможность продемонстрировать заказчику свое мастерство в полном объеме. Если заказчик знает, каким образом он хочет реализовать свою идею — это наилучший вариант развития событий. Приведу пример: когда мы работали как техническая команда (300 человек) на концерте Жана-Мишеля Жарра, представители заказчиков приезжали к нам два раза: в первый раз — для того, чтобы измерить рулеткой (!) технические параметры зданий и территории МГУ, и во второй раз — уже непосредственно перед концертом.

Что касается последних тенденций, то отмечу: в последнее время заказчики стали гораздо более грамотными и сведущими в этой сфере, и нам стало намного легче работать.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о технических проблемах, с которыми можно столкнуться при проведении шоу-мероприятия. Особенное внимание следует обращать на вопросы пожарной безопасности. Кроме того — вопросам о безопасности использования тех или иных сценических конструкций или навесов (особенно если вспомнить историю с аквапарком). Вывод — нужно использовать современное сертифицированное оборудование.

P.O.S.M.: Какую роль в процессе раскрутки шоу может сыграть сувенирная продукция?

А. С.: Вряд ли очень большую — во всяком случае, на нынешнем этапе развития отечественного шоу-бизнеса. На сегодняшний день сувенирка эффективна лишь во время проведения концертов, например, когда люди во время антрактов покупают сувениры с фотографиями артистов или символикой нового продукта. Во время проведения промо-акций сувенирка, несомненно, играет гораздо более серьезную роль.

P.O.S.M.: Какие нюансы стоит учитывать организаторам промо-акций?

А. С.: Во-первых, общее пожелание: хотелось бы, чтобы промо-акции проводились чаще, чтобы компании — производители товаров наконец-то поверили в наш рынок и стали проводить больше таких мероприятий. BTL в  настоящее время работает гораздо эффективнее, чем раньше. Что касается организаторов, то хотелось бы, чтобы они, во-первых, четко представляли себе, сколько людей они хотят привлечь в качестве аудитории,  а во-вторых — учитывали специфику товара, под который заказывается акции. Важен и такой фактор, как разнообразие: чем более неординарные вещи происходят на сцене (неординарные сцены лучше запоминаются), тем сильнее эффект от акции. Это должно быть событием.

P.O.S.M.: Какие промо-акции, которые организовывала ваша компания, запомнились Вам больше всего?

А. С.: К примеру, промо-акция средства для мытья посуды  Fairy. Мы установили двухсотметровый стол. К сожалению, нереализованной осталась следующая идея: должно было подниматься огромное панно, и мытые тарелки должны были демонстрироваться на нем.

Еще одна акция — для шампуня Head & Shoulders, когда посетителям мыли головы прямо на сцене, а вокруг сцены на площади Революции гуляли люди и катались роллеры;  это была интересная акция.

В прошлом году мы построили огромный трамплин (высотой 35 метров, длиной 75 метров) для акции Nokia Totally Snowboard на Воробьевых горах.

Хорошо получилась презентация пива Pilsener на Болотной площади, когда в Москве выступала группа Skatalites.

P.O.S.M.: А корпоративные мероприятия? Что главное при их организации?

А. С.: Главное — угодить заказчику. Поскольку рынок BTL растет, нужно быть оригинальными.

C точки зрения качества нужно больше внимания уделять качеству оборудования. Заказчика уже не устраивают ржавые сцены и старая аппаратура, и эти требования правильны. Оформление корпоративных праздников проводится, что называется, «по полной«: самые современные световые эффекты, отлаженный звук, пиротехника, качественная сцена и сценические конструкции.

В качестве примера хотелось бы привести ежегодно организуемый нами день рождения радио «Серебряный дождь«: мы ставим сцену на воде. Сначала мы строили сцену на пляже, но год от года посетителей прибавлялось, и в конце концов мы начали строить сцену и часть конструкций прямо в воде (наше оборудование позволяет это делать). Многие, кстати, не замечают, что сцена стоит на воде.

Еще один пример — презентация книги Игоря  Свинаренко, которую проводил журнал «Медведь» в загородном отеле «Истра Холидэй»:  мы опять-таки поставили павильон на воде, так как на территории не было места для проведения презентации. Мы использовали пологий берег и часть озера для постановки павильона.

Еще одна акция, которую организовывала компания «Ренессанс Капитал»:  мы построили оригинальный павильон на барже, под которым проводился прием, и баржа плавала по Москве-реке. Эту идею использовали многие компании. Например, компания Nike проводила акцию: прямо на барже мы построили спортивную площадку и закрыли ее сеткой, и там играли в футбол.

P.O.S.M.: Насколько у нас на данный момент развита культура организации шоу-мероприятий?

А. С.: Дело в том, что в постсоветские времена у нас достаточно долгое время вообще не было такой индустрии, как организация шоу-мероприятий. Если в советские времена существовали государственные организации, где работали профессионалы, то после распада Советского Союза ничего этого практически не осталось. Возникали какие-то фирмы, затем они распадались — словом, процесс был довольно-таки хаотичным. И только сейчас это направление начало приобретать отчетливые черты и оформляться в индустрию. Что особенно хорошо — началось обучение специалистов в этой сфере, ведь организовать шоу — это не просто привезти декорации и парочку микрофонов. Это сложный процесс: есть определенные сроки, в которые нужно уложиться, есть множество нюансов — пропуски, продакшн, раскрутка шоу… Даже эти, казалось бы, простые вещи влияют на процесс: к примеру, в тот же Кремлевский концертный зал можно заехать, только имея пропуск, и это надо четко отслеживать. Вовремя поданные в соответствующие инстанции документы (скажем, все, что касается той же пожарной безопасности) тоже значительно упрощают организацию шоу… Учитывать надо все.

P.O.S.M.: Вернемся к вопросу о безопасности, однако в несколько ином аспекте — а именно в плане антитеррористических мер безопасности. Как организовывать мероприятия максимально безопасно с этой точки зрения?

А. С.: В настоящее время милиция и органы безопасности уже обрели навыки, необходимые для того, чтобы шоу или акция прошла без эксцессов. Все акции в городе проводятся при поддержке УВД, ФСБ и МЧС. Большое мероприятие просто невозможно провести без распоряжений соответствующих органов и правительства Москвы. Все структуры, которые отвечают за безопасность, получают соответствующие указания и работают в соответствии с этими указаниями. Что касается частных охранных мероприятий, то они тоже умеют работать. К примеру, в случае с фестивалем «Крылья« в Тушино  террористы не прошли на территорию. Главное — чтобы не было паники среди публики. Подчас милиция провоцирует людей на противоправные действия своим поведением: к примеру, милиционерам кто-то не понравился, и начинается драка… Это, конечно, минусы в работе правоохранительных органов.

Однако в целом отмечу: на сегодняшний день все органы охраны правопорядка работают профессионально. Если потребуется провести мероприятие, то сотрудники милиции предоставят все необходимое для обеспечения безопасности мероприятия.

P.O.S.M.: Обратимся к административной составляющей организации шоу. Что нужно учитывать при получении соответствующих разрешений в органах власти?

А. С.: Во-первых, с представителями власти нужно разговаривать именно как с представителями власти, а не как с коммерческой структурой. Сейчас молодое поколение склонно к достаточно раскованному стилю общения, но в разговоре с представителями властных структур это большая ошибка. Во-вторых, прежде чем «идти во власть«, нужно подготовиться и навести справки о том, кто и за что отвечает, чтобы не получить отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли провести то или иное мероприятие. Следует учитывать и различные законодательные установления – к примеру, на то, чтобы провести мероприятие, где предполагается более пяти тысяч зрителей, нужно разрешение властей. Есть такие структуры, как, скажем, Московская дирекция массовых мероприятий, соответствующее отделение в Спорткомитете. Эти организации нужно знать, тем более что их не так много.

P.O.S.M.: Расскажите, пожалуйста, о рекламе мероприятий. Какая реклама наиболее эффективна для раскрутки шоу или акции?

А. С.: Все виды рекламы могут повлиять на успех акции. Скажем, для оповещения о концерте какого-нибудь известного артиста достаточно разместить на улицах города плакаты 180х180, а для кого-то необходимы афиши или стикеры, скажем, в метро. Все зависит от целевой аудитории шоу. Есть сложности с рекламой рок-концертов, поскольку у нас не осталось ни одной полноценной радиостанции, специализирующейся именно на этом направлении.

Что касается промо-акций, то тут все, скорее, зависит от тех, кто организует акцию. Нужно ответить на вопрос, какую публику они хотят туда привлечь, какой цели они хотят достичь… К примеру, компания — производитель газированных напитков может поместить информацию о промо-акции на этикетке продукта.

P.O.S.M.: А если речь идет о мюзикле?

А. С.: Сложно сказать. В отличие от акции, мюзикл — это долгосрочный проект, к тому же  это направление достаточно ново для России. Поэтому на сегодняшний день никто не может сказать, что повлияет на популярность мюзикла. Скажем, когда я ездил за границу смотреть, как монтируется сцена для Rolling Stones, я не увидел ни одной афиши на улицах, поскольку на Западе все распространяется через Интернет. Но у нас аудитория, охваченная Интернетом, не столь велика…

По моему опыту, реклама через радиостанции не очень действенна. А вот наружная реклама, как правило, эффективна.

P.O.S.M.: Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам?

А. С.: Не бояться быть оригинальными. При этом выполнять все пожелания заказчика, потому что заказчик всегда прав. Эффективно работать.

P.O.S.M.: А клиентам?

А. С.: Четко формулировать свои желания и не жалеть средств на проведение шоу. Ведь декорации и техническое оборудование надо где-то хранить. На ремонт и поддержку хорошего оборудования в соответствующем состоянии тоже нужны деньги… Это я не из корыстолюбия — просто шоу должно продолжаться. При любых условиях.

P.O.S.M.: Не боитесь упреков в том, что, дескать, страна голодает, а Вы призываете не скупиться на шоу?..

А. С.: Нет. Потому что шоу нужны всегда. Во время войны артисты ездили на передовую с концертами, раненым в госпиталях показывали фильмы… И сейчас праздники нужны нам не меньше. Еще раз повторю: шоу должно продолжаться.

Беседовала Наталья Черкашина
Сэйлз Промо / Sales Promo
Журнал - «P.O.S. Materials»
№6 (19) Июнь 2004
http://history.jsa-stage.com/pos-materials-6-2004/
BACK