ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
МЫ ПОСТРОИМ ВАШЕ ШОУ

Александр Стрижак:

ПУТЬ ГОРАЗДО ИНТЕРЕСНЕЕ ЧЕМ ЕГО ФИНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Alexander Strizhak: The Way is Much More Interesting Than the Final Part of Its.

В преддверии нового года всегда хочется взглянуть в прошлое и с надеждой посмотреть на будущее. О сегодняшнем дне российского прокатного бизнеса и его перспективах мы поговорили с основателем сценической компании JSA Александром Стрижаком.

— Мы беседовали с вами во время выставки во Франкфурте два года назад. Тогда затронули тему туров мировых звезд в России, которые, как правило, дальше Москвы и Санкт-Петербурга не двигаются, даже в города-миллионники. Причиной тому вы называли плохую логистику и отсутствие квалифицированных кадров. После двухлетнего творческого отпуска ваша компания вновь начинает работать. Вы наверняка продолжали следить за ситуацией в прокатном бизнесе. Изменилась ли она за прошедшее время?

— Насколько я следил за концертным бизнесом, артисты стали выступать в регионах, но это нельзя назвать турами в том смысле, в каком это принято в Европе и Америке. Туровые выступления в городах России у нас так и не появились. Артистов, которые стоят недорого, еще можно «прокатать», у этого есть экономическая подоплека, но если артист подороже, то уже практически невозможно. Я не говорю сейчас о цене артиста, речь о том, что у нас очень дорогая логистика, так как большие расстояния между городами, не все они приспособлены, чтобы принять артиста, — не везде есть хорошие гостиницы, сценические площадки должного уровня и т.д. Если технически прокатные компании уже способны обеспечить туровую работу, то инфраструктура и логистика пока не готовы.

— То есть в России уже есть прокатные компании, способные обеспечить продакшен такого масштабного мероприятия, как тур?

— Есть два вида турового концерта. Первый — когда артист едет по городам с небольшим райдером, и местный промоутер предоставляет оборудование для концерта; второй — оборудование берется в какой-то центральной точке, и с ним артист работает весь тур. Если организовывать тур из Москвы или Санкт-Петербурга, то подобное мероприятие для артиста средней руки (в хорошем смысле) наши российские компании вполне спокойно могут обеспечить. Надо понимать, что артисты уровня U2, Rolling Stones, Madonna, Пола Маккартни всегда едут в тур со своим оборудованием и никогда не будут выступать на чужом, так как они везут готовое, до мелочей продуманное шоу. Если же артист везет шоу, в котором есть возможность взять оборудование здесь, то компании, способные это обеспечить, у нас, конечно, есть.

— Как вы считаете, закончился ли в России бум живой музыки или у нас все еще впереди?

— Скажем так, культура живой музыки в России вообще была не очень развита. К сожалению, фанерная история наложила отпечаток на восприятие музыки нескольких поколений. Те, кто вышел из семидесятых-восьмидесятых, еще помнят живую музыку, последующие поколения уже воспитаны на фанерной музыке. Мое личное мнение: у нас зрители порой даже не делят выступления на живое или неживое. Если говорить о музыке, то артистов, которые могут собрать стадионы, — раз, два и обчелся: Стас Михайлов, Григорий Лепс, ДДТ, Земфира. Артистов, которые сами поднялись, благодаря своему творчеству и стали народными героями, очень мало. На мой взгляд, этот период прошел после всплеска, который был в середине восьмидесятых-девяностых. Да и продвижения подобной музыки нет. Надеюсь, что-то изменится и вырастет новое поколение, которое будет слушать и исполнять живую музыку. Сейчас таких артистов пока нет. Скажите, давно вы слышали, чтобы группа выпустила новый альбом и это стало значимым и громким событием, об этом говорили бы, все обсуждали?

— Ну да… Сделала шоу, построила сцену в павильоне, отрепетировала его до мелочей и поехала в тур…

— Вот и я не знаю такой истории. Некоторые называют это туром, но это не соответствует тем параметрам, о которых мы говорим. Как такового тура у российских артистов нет, есть просто гастрольные поездки. Единственное я знаю, что Юрий Шевчук делает нечто подобное. Его выступления имеют программную основу — музыкальные произведения, которые подбирают и готовят, есть серьезная сценография, творческая концепция. У него есть и большое шоу для стадионов, и уменьшенная версия, это, кстати, нормально. Кстати свето-режиссером у него в туре работает наш бывший сотрудник Андрей Дубковс (Шуба)

— Ожидаете ли вы увеличения или уменьшения объемов работы для прокатных компаний в 2013 году по сравнению с предыдущими двенадцатью месяцами?

— Я думаю, что следующий год будет более насыщен, чем этот. При том что в этом году у прокатчиков было очень много работы. Все компании были задействованы, сезон выдался активным — увеличилось количество корпоративных мероприятий, фестиваль «Нашествие» прошел очень хорошо, Maxidrom, «Афиша» сделала большой фестиваль… Интерес к мероприятиям на открытом воздухе возрос, новые залы появляются, увеличился спрос на концерты в ночных клубах. Очень много компаний ездило по регионам. Радует, что появляется много новых интересных мероприятий, например, зритель начал вновь интересоваться мюзиклами. На многие из них билеты заранее распроданы. В следующем году на стадионе «Локомотив» пройдет концерт Depeche Mode, интересно будет посмотреть, как это будет на новой площадке. Все это настраивает на позитивный лад.

— Конкуренция на рынке проката сегодня довольно высока. Нужно ли и возможно ли регулировать ценовую политику на этом рынке силами, например, какой-нибудь ассоциации прокатчиков или иным путем? Считаете ли вы необходимым создание подобной организации?

— Я всегда был против регулирования каких-либо цен, потому что мы тогда возвращаемся к другому экономическому строю. Существование конкуренции, различной ценовой политики — это нормально. Если люди объединятся в какую-то ассоциацию, то это будет картель и у Антимонопольного комитета могут возникнуть вопросы. Когда мои коллеги жалуются, что кто-то упал в цене ниже плинтуса, меня это, мягко говоря, коробит. У каждого есть свое ценообразование, миропонимание, если человеку нужно кормить свою семью, сотрудников и он может позволить себе работать дешевле, почему его кто-то должен ограничивать? Это не проблема. С другой стороны, всех пугает, что это разрушает ценовую политику и рушит рынок. Но, извините, я посмотрел на цены, которые сейчас существуют на рынке, — они в полтора-два раза больше, чем два-три года назад. О чем мы говорим, какое падение цены? Говорить о падении цен — удел слабых, надо работать, находить конкурентные преимущества, придумывать что-то. Низкая цена — это не всегда плохо, есть еще некие политические вещи, где-то можно и совсем бесплатно сработать, если тебе это нужно. Я помню, как в начале девяностых звуковые и световые компании пытались объединяться в ассоциацию. Собрались уважаемые люди, поговорили и разошлись заниматься своими делами, решать свои задачи: кому-то надо дачу строить, а кому-то оборудование покупать. Если ты не работаешь, не живешь своим делом, то у тебя все исчезнет.

А потом, очень часто дело совсем не в цене, а в коррупции, в откатах, поэтому кто-то, может, и за меньшие деньги работает лучше, но заказчик выбирает другого. Это общая российская болезнь.

Еще одна вещь, которую я заметил: очень многие люди устали и жалуются на рутину. На это хочется ответить: ну и что, что вы устали, зато у вас есть работа, свое дело, которая неплохо кормит. Не хотите им заниматься, устали? Тогда заканчивайте. В противном случае надо работать. Особенно у нас в стране, когда все только строится, в отличие от Запада. И то, там тоже все меняется, знаменитую английскую компанию Brilliant Stage уже купили голландцы, чехи купили английскую Tom Cat, там тоже идет передел рынка — все активно, все живет.

— Ваш прогноз, как в ближайшие два-три года изменятся ожидания заказчиков по отношению к уровню сервиса прокатных компаний, оборудованию?

— Требования заказчиков, безусловно, растут, они стали более разборчивы, их уровень восприятия возрос. Их менеджеры разговаривают с нашими уже почти на одном языке. Но, что мне нравится в индустрии развлечений, это всегда передовое направление, мы всегда несем передовые технологии. Мы предлагаем их раньше, чем потребности в них появляются у заказчиков, таким образом, мы сами формируем их вкусы. Заказчик иногда сам не знает, чего он хочет, и мы предлагаем ему новое решение. На мой взгляд, мы уже вышли на достаточно высокий уровень и технического обеспечения, и количества и объема заказов и близки к тому, чтобы называться индустрией. Хотя стремиться, конечно, еще есть куда, мы находимся только в начале этого пути. Если вернуться к первому вопросу, когда у нас появятся туровые, стадионные выступления артистов, то будет все еще более серьезно.

Что касается прогнозов на 2013 год, я думаю, в ближайшее время рынок изменится очень серьезно. Сегодня на российский рынок вышла компания Live Nation, открывшая представительство. Это известная компания, которая владеет правами на выступления артистов. Раньше они просто продавали их нам, теперь они сами сюда пришли. Как они себя поведут, что будут делать, посмотрим, но, так или иначе, они уже здесь. По прогнозам в 2018 году сюда выйдет еще одна компания, конкурент Live Nation — AED. Соответственно, это как-то повлияет на распределение рынка, на концертную деятельность. Как — не знаю, но повлияет. Возможно, кто-то из наших промоутеров уйдет, поменяются взаимоотношения. Главная задача прокатчиков — занять свою нишу и не пустить сюда западных конкурентов. Это должно нас стимулировать к развитию, оснащению новым оборудованием. Конкурировать на уровне цены бесполезно, важнее профессиональное отношение к своей работе, какими новыми технологиями ты обладаешь.

— Как отразятся на прокатном бизнесе грядущие спортивные мероприятия — Олимпиада, чемпионат мира по футболу?

— Они, конечно же, привнесут в наш бизнес новые технологии, знания, уже появились новые форматы, такие как фанзона, но надо понимать, что это разовые мероприятия, и, например, после всплеска работы на Евро-2012 в Украине сейчас опять там затишье и никакого роста не произошло. Хотя так однозначно тоже говорить нельзя, потому что кто-то за счет этого всплеска приобрел новое оборудование, узнал новые технологии…

— Какие планы у компании JSA?

— После двухлетнего творческого отпуска мы выходим на совершенно иной уровень. В следующем году у нас будет ряд конкурентных преимуществ и с точки зрения конструкций, и с точки зрения подхода к бизнесу и взаимоотношений с партнерами. В общем, есть чем удивить и что предложить на этом рынке. Меня очень радует, что некоторые компании подтянулись до нашего уровня, некоторые обошли, — нам есть к чему стремиться и преодолевать. Повторюсь, в нашей стране бизнес находится в начале пути, нам еще очень далеко до уровня U2 или даже MUSE, а когда есть путь, то это гораздо интересней, чем финальная часть. Мне очень хочется верить в то, что у нас будет продвигаться живая музыка, я готов даже в этом поучаствовать организационно или еще как-то. Она должна быть. Может, изменится политика телевидения, радио. Если появятся новые имена, будет всплеск и для нашего бизнеса. И в завершение нашей беседы хочу поздравить всех читателей журнала с новым 2013 годом и пожелать успехов, радости и благополучия!

 Беседовал Александр Петин
Бизнес
Журнал - Light.Sound.News
№6 (230 Ноябрь-Декабрь 2012
http://history.jsa-stage.com/light-sound-news-6-2012/
http://lightsoundnews.ru/lsn/?p=10065
BACK